Трепещущий дух гностицизма: антропософия и вальдорфская педагогика

«Любое знание или познание

на пути обожествления,

которые на явлены Христом

и не основаны на исповедании Христа,

от дьявола»

Архиепископ Паргев Мартиросян

(Из книги «Аз Есмь Путь: общие очертания и

исследовательско-сравнительный обзор систем богопознания

йоги, теософии и антропософии».

Гандзасар, 1995)

անտրոպոսոֆիա ՇտայներВ данной статье предлагаем вашему вниманию анализ идеологических основ вальдорфской педагогики и в связи с этим угрозы духовной безопасности с точки зрения христианского православного богословия. Данная статья не преследует своей целью оскорбление или обвинение тех людей, которые из благородных побуждений отдали своих детей в вальдорфскую школу, соблазнившись разрисованных школой ярких красок индивидуальности и авторитетности методики преподавания. При покупке любого продукта осмотрительный покупатель помимо вкусовых качеств обращает внимание также и на состав товара. Также и мы предлагаем родителям, заботящимся о духовном здоровье своих детей, ознакомиться с идеологией, скрытой под вальдорфской педагогикой. К данной статье могут не обращаться люди, не считающие себя христианами, а являющиеся носителями эзотерических учений, в частности антропософии. Статья не преследует цель оскорбить чье-либо право свободы воли и выбора, а является лишь альтернативным мнением и исследованием, основанным на христианском символе веры и с позиций общечеловеческой безопасности.

Принимая в расчет возможные варианты различных мнений насчет статьи, находим нужным предупредить, что здесь не преследуется какая-либо конкурентная, финансовая или политическая выгода. Тем более желаем особенно предупредить тех людей, которые попытаются обвинить последователей Армянской Апостольской Церкви в нетолерантности или ограниченном мышлении (как это часто бывает в случаях высказывания критической точки зрения).

Единственной целью данной статьи является информирование и предупреждение тех лиц, которые, считая себя христианами или носителями христианских ценностей и благочестия, по каким-либо причинам доверили воспитание своих детей вальдорфской школе или исходя из каких-либо условностей пытаются совместить, оценить или дополнить свое христианское восприятие мира посредством антропософии.

Пытаться объяснить или примирить христианство с диаметрально противоположным по отношению к нему учением (в данном случае с антропософией) является грубейшей ошибкой. 

Кроме того, вальдорфская педагогика в Армении представлена в виде альтернативного обучения (школа «Арегназан», Детско-юношеский эстетический центр «Цил Бусац»  и детский сад «Дегин Артуйт»), но в отличие от многих других стран (ссылки в конце статьи) здесь почти отсутствуют исследования об угрозах духовного и умственного здоровья, а также критический анализ учения и вальдорфской педагогики. Следовательно, представляем вашему вниманию истоки возникновения вальдорфской педагогики, идеологию и некоторые наблюдения, связанные с историей и деятельностью вальдорфской школы в Армении, с соответствующими комментариями и заключениями.

Рудольф Штейнер (в некоторых источниках переводится Штайнер) и антихристианская религиозная микстура под названием «антропософия»

Основателем вальдорфской педагофики является австрийский философ, мистик, оккультист, основатель эзотерического религиозного учения «антропософия» Рудольф Штейнер (1861-1925). Рудольф Штейнер в течение всей свօей жизни был увлечен учениями В. Гете и немецких классических философов и все в жизни проводил через призму этих учений, понимая и комментируя их строго субъективно. В течение всей жизни он занимался оккультизмом, видел «мистические видения», вокруг которых построил свое учение.

В своих мистических поисках Р. Штейнер утверждает, что имел встречу также с Иисусом Христом. Основы вальдорфской педагогики Штейнер также получил в результате мистических встреч с разными «духами».

До 1909 г. Штейнер был под влиянием теософского учения и являлся руководителем филиала теософского общества в Германии, основанного Е. Блаватской. А основательница теософии Е. Блаватская так характеризует саму теософию:

            «Наша цель не в том, чтобы возродить буддизм, а в том чтобы смести христианство с лица земли».։

(цит. по: Кудрявцев К. Что такое теософия и Теософическое общество. СПб., 1914, с. 25).

В результате несогласий с руководством в 1913 году Штейнер вместе с несколькими последователями покидает теософское общество и основывает свое-антропософское общество. По мнению теософов причиной для отдаления Штейнера стало то, что он находился под влиянием злых сил, которые и продиктовали Штейнеру его новое учение.

Русский философ Николай Бердяев, который был лично знаком с Р. Штейнером, писал о нем следующее:

 «Редко кто производил на меня впечатление столь безблагодатного человека, как

Штейнер. Ни одного луча падающего сверху. Все он хотел добыть снизу, страстным усилием

прорваться к духовному миру… Некоторые антропософы производили на меня впечатление

людей одержимых, находящихся в маниакальном состоянии. Когда они произносили „доктор

(Штейнер) сказал“, то менялось выражение глаз, лицо делалось иным и продолжать разговор

было нельзя. Верующие антропософы гораздо более догматики, гораздо более авторитарны,

чем самые ортодоксальные православные и католики…».

(Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1990, с. 178.)

 Не вникая во все богословские подробности антропософского учения, которые чрезвычайно обширны и содержат элементы нескольких религий и учений, таких как христианство, индуизм, буддизм, демонология, магия, оккультизм, теософия, астрология и прочее, становится ясно, что основанием для  деятельности Р. Штейнера служили мистические откровения и оккультные практики, которые направляли его на создание новых идей.

Антропософия отказывается от божественной мудрости во имя человеческой. Несмотря на попытки придать своему учению христианскую окраску, тем не менее антропософия не только не имеет ничего общего с христианством, но также является антихристианским учением по своему содержанию и деятельности. Антропософия смогла состояться в условиях духовного, социального и политического кризиса, царившего в Германии вследствие первой мировой войны. По мнению традиционных церквей антропософия принадлежит к группе сект под название «Нью-эдж».

Из писаний Штейнера становиться ясным, что он заражен люциферским эго, его «духоведение» не что иное, как нарциссическое самосозерцание. Доказательством тому могут служить термины, которые необычным образом акцентированы почти во всех писаниях Штейнера: «самопознание», «самопреодоление», «самовоспитание», «самосоздание» и т. д.

Антропософы странным образом штейнеро-фанатичны. Армянский антропософ Ара Гюрзадян «Философию свободы» Штейнера считает таким эволюционным произведением, которое возводит выше как античной классической философии, так и христианской богословской мысли (см. Р. Штейнер, Философия свободы, 1998, с. XII (на армянском)). В таком случае странно, что антропософы не задаются вопросом, почему мысли такого «гиганта гносеологии» не включены ни в какие вводные философские книги или тома ни в Европе, ни в США, ни в России, ни в Армении. А вот мнение Н. Бердяева о той же книге: «Штейнер в начале своей деятельности написал книгу “Философия свободы”. В книге этой нет никакой свободы. Свобода в ней есть результат необходимости. Человек приходит к свободе в результате эволюции, но не исходит от свободы. Первой, изначальной свободы Штейнер не знает.» (Н.Бердяев. Философия свободного духа, стр. 4).

Обожествление Штейнера продолжается, когда Гюрзадян называет это произведение «возводящим гносеологические основания свободы» (Там же, с. V), биографию автора называя «биографией свободы», результатом которой называет вальдорфскую педагогику со школами и детскими садами, свободные университеты, биодинамическое сельское хозяйство, финансовые новые структуры (Там же, сс. V-VI).

Система Штейнера-это дилетантство, точно так же, как и гностицизм не был ни религией, ни наукой, ни философией: она фантомна, так как является как псевдонаучной, так и религиозно-философской синкретической микстурой. Следует обратить внимание на то, что Штейнер недолюбливал философию Иммануила Канта, в то время как хорошо отзывался о философии Фихте, Шеллинга и Гегеля. Вероятно, по той причине, что философия этого «Фауста-антропософа» плывет против течения философии Канта и по той простой причине, что философия Канта по своей гносеологии, этике, религиозности, антропологии во многих вопросах была ближе к христианскому богословию.

Антицерковность и антихристианство Штейнера колют глаза и если кто-то в упор не желает замечать этого при чтении книг Штейнера, то по всей вероятности добровольно отказывается от видения правды. Штейнер очень хитро старается завладеть в свои сети представителя именно христианской цивилизации, но с мощной агитацией антицерковной и антихристианской идеологии, такой как «освобожденное от догматизма церковное мировозрение», в итоге чего и получается «Кто в лес, кто по дрова». (Там же, с. XX).

Отдельно о том, что искажение личности Иисуса Христа со стороны Штейнера просто не знает границ. Общехристианская вера в Богочеловечность Христа полностью извращена, достаточно отметить, что Иисуса Христа Штейнер представляет как «Солнце», как противоположную силу «началам зла»- Люциферу и Ариману, ставя его на ту же плоскость с таким «посвященными» как Кришна, Будда, Заратустра. Он утверждает, что до 30 лет в Иисусе жил дух Зороастра, или Он был наравне с Буддой, а следующая мысль красноречиво доказывает что его учение не имеет ничего общего с христианством:

«…надлежит различать носителя Христа и самого Христа в этом носителе. В теле, которое является носителем Христа, не было никакой человеческой индивидуальности, достигнувшей, к примеру, высокого развития, потому что индивидуальность Заратустры покинула это тело, … существо Христа жило не в человеке, достигшем особой высоты адепта, а в простом человеке, который отличался от других лишь тем, что он был покинутым Заратустрой организмом…»:

(Штейнер Р., От Иисуса ко Христу. Калуга, 1994. с. 96)

Штейнер не упускает случая покритиковать как догматическую систему христианства, так и символы и церковные предания (см. Штейнер Р., Трехчленность социального организма: демоны Запада. Ереван, 2011, сс. 143-148.)

Он считал, что Христос не был распят, ибо “дух Христа” решил не страдать, и потому заранее, еще до распятия покинул телесную оболочку “человека Иисуса” (см. Richard Веrgeron. La legende du grand initie. Jesus dans lesoterisme. Quebec. 1991. с цитатами Штейнера). По своей сути являясь синкретическими, теософия и антропософия, даже если и утверждают, что содержат христианские элементы, то они теряют свой смысл, переплетаясь с прямо противоположными пантеистическими началами. Теософия и антропософия не воспринимают понятие Логоса, то есть вочеловечения Сына, не воспринимают домостроительства искупления Божья, и соответственно человек в этих учениях находиться в подвешенном состоянии, в подчинении необходимости и естественного закона.

Николай Бердяев так пишет также о поведении теософов и антропософов и их отличии от христианских гностиков: «Наиболее отталкивает претенциозность теософии и антропософии, надмение знанием, которого не имеют, требование особенного отношения к теософическим и антропософическим книгам, не похожего на отношения к другим книгам, вечное утверждение, что непосвященные ничего не могут понять в теософических учениях. Духовная настроенность теософов не христианская, в ней есть ложная возвышенность и ходульность. Теософия соблазняет братством людей и народов, которого не осуществляет» (Н.Бердяев. Философия свободного духа, стр. 6).

В итоге, как в теософии отсутствует Бог, так и в антропософии трудно найти человека.

Педагогические и психологические недостатки Вальдорфской педагогики

Основание вальдорфской педагогики было положено в 1919 году, когда владелец табачной фабрики «Вальдорф-Астория» Э. Мольт предложил Р. Штейнеру организовать школу для детей рабочих и служащих фабрики. В качестве основы для методики преподавания Р. Штейнер берет созданное им учение антропософию.

Надо отметить, что вальдорфская педагогика в самом начале своего возникновения получила немалые положительные отзывы, так как противостояла образовательной системе Европы начала XX века, когда дети из бедных семей не имели возможности получать качественное образование, а вальдорфская школа позволила включить в образовательный процесс детей из разных социальных слоев вне зависимости от национальной, расовой и религиозной принадлежности. Но это не означает, что дети в вальдорфской школе получили качественное образование по какому-либо стандарту обучения. Современная образовательная система более не находится в таком критическом состоянии, как все еще пытаются представить вальдорфцы, а педагогика Р. Штейнера уже не актуальна с точки зрения современых достижений в области науки, антропологии и развития личности.

В вальдорфской педагогике наличествует ряд противоречий: с одной стороны она представлена в качестве ведущей педагогики, но с другой стороны та научная психологическая основа, на которой построена вальдорфская педагогика, уже не актуальна. Р. Штейнер представляет вальдорфскую педагогику, как проявляющую индивидуальный подход к каждому ребенку, но в то же время вся педагогика построена на основании подхода разделения людей по четырем темпераментам (Р. Штейнер, Искусство воспитания, М., 1995, с. 7). И получается, что подход ко всем детям ограничивается характеризующим их темпераментом, на основании чего для каждого типа вырабатывается методика преподавания как для усвоения материала, так и для формирования круга интересов и построения развития личности. В связи с этим можно с уверенностью сказать, что вальдорфская педагогика применяет запрограммированный подход, который ограничивает дальнейшее развитие личности ребенка. Тепмерамент, по мнению Штейнера, решает все: что читать, какую музыку слушать, даже какое из Евангелий читать. Например, флегматикам нужно читать Евангелие от Матфея, сангвиникам- Евангелие от Луки, холерикам-Евангелие от Марка, меланхоликам-Евангелие от Иоанна (Р. Штейнер, Искусство воспитания, М., 1995, сс. 24-25).

Нужно отметить также, что Штейнер советует держать в секрете от детей и родителей применяемые к ребенку педагогические методы, используя их для укрепления авторитета учителя в глазах родителей и учеников.  (Р. Штейнер, Искусство воспитания, М., 1995, с. 61):

Следовательно, учителю присваивается важнейшая роль в жизни ученика, он становиться исключительным идеалом для него и мир для ребенка становится центрированным на учителе. Современная педагогика строится на конструктивном принципе кооперации и взаимном сотрудничестве учитель-ученик-родитель. Другая причина недостатка такого подхода в том, что вся ответственность за воспитание ребенка ложится на учителя, который становится авторитетным и диктующим правила поведения также и для родителя, что исключает ответственное участие родителя в воспитании ребенка и воспитание в ребенке ответственности за собственную жизнь. По этой причине ребенок оказывается в таких условиях развития, где его самосознание и диалог с миром не могут выразиться полноценным образом. Этих детей нельзя считать готовыми к принятию в жизни самостоятельных решений  (См. Сharlotte Rudolph. Waldorf-Erziehung. Wege zur Versteinerung. – Darmstadt-Neuwied. 1987):

Еще один педагогический подход Р.Штейнера для передачи знаний детям. Он считал, что если ребенок в начале обучения не способен к чтению и письму (неспособность может выражаться также как капризность или отсутствие мотивации), то родители должны поменять рацион ребенка. Например, не давать ребенку яиц или мучной пищи, а если и это не принесет ожидаемых результатов, то следует оставить ребенка голодным до полудня и заставить заниматься натощак. (Р. Штейнер, Искусство воспитания, М., 1995, с. 100). В отличие от «продвинутой» методики Штейнера в обычной общеобразовательной школе все дети развивают способности к письму и чтению в пределах особенностей своей возрастной группы без применения жестких мер в рационе питания и принуждения. Соотношение рациона питания и способности к обучению часто встречается у Штейнера. Например, он советует вовсе исключить из рациона питания детей какао, так как в нем нет необходимости. В таких подходах можно не усмотреть каких-либо неприемлемых странностей, но они становятся акцентированными при изучении трудов Штейнера, в особенности в свете вальдорфской педагогики и воспитания детей. Дело в том, что Штейнер почти полностью отвергает те науки и научные открытия, которые противоречат его антропософскому учению. Это относится как к строению человека, так и к другим открытиям. Например, он опровергает теорию Исаака Ньютона о свете и учит, что свет является чистым духом, и что Ньютон был не прав: свет нельзя разложить на составные цвета. Выпускники вальдорфских школ вряд ли будут иметь ясное представление о световом спектре, несмотря на то, что они пройдут курс физики как в начальной, так и в средней школе, и вследствие этого их знания и представления будут ограничены антропософскими представлениями о науке.

В вальдорфской педагогике большую роль играет такой предмет, как эвритмия, чем Штейнер предлагает решать множество педагогических задач, в том числе и при развитии математических способностей. Имея ввиду, что эвритмия также открытие Штейнера и имеет оккультную антропософскую основу, становится очевидным, что Штейнер опять таки отвергает прочие педагогические и научные подходы, на первое место ставя собственное эго.

Что же из себя представляет эвритмия?  Она считается «духовным и целебным танцем», которым все ученики школы занимаются два раза в неделю. По словам вальдорфцев, это новая форма искусства, которая закономерно преобразует гармонию стихотворного слова и музыкального тона в язык жестов и плавных гармоничных движений тела. Пропуская громогласное заявление о претензии эвритмии на новый вид искусства, посмотрим что она из себя представляет. Эвритмические позиции представляют согласные (12, что соответствует знакам зодиака), гласные (7, что соответствует семи планетам), музыкальные ключи (12), интервалы (7) и геометрические фигуры. «Непосвященному в антропософии» человеку эти позиции кажутся бессмысленными, но «посвященные» верят утверждению Штейнера, что эвритмия – это подлинный язык ангелов. А вот что сам говорит Штейнер об эвритмии и о чем не говорят учителя родителям:

«Человек представляет собой форму,

 происшедшую из движения.

Эвритмия есть продолжение Божественного движения,

Божественного образования формы человека.

Через нее человек подходит ближе к Божественному,

чем он это мог бы сделать без эвритмии».

(Рудольф Штайнер, «Эвритмия как видимая речь», 15 лекций, прочитанных в Дорнахе в 1924 году).

Фактически, ученики школы на бессознательном уровне участвуют в некоем танце, который на самом деле является мистическим обрядом, относящимся к религиозной сфере. В результате занятий данным ритуальным танцем кажется, что состояние ребенка в пределах психологических норм, но на самом деле ребенок живет каким-то своим «внутренним» ритмом и в ином, параллельном мире под влиянием теорий о реинкарнации души и межгалактических теорий.

Отдельно хочется остановиться также на нескольких аспектах особенностей преподавания некоторых предметов, которые вальдорфцы называют уникальными, не изъясняя, что они являются уникально-штейнеровскими, основанными на его мистических видениях. Особенно можно отметить комментирование Штейнером предмета истории и некоторых исторических фактов. Штейнер призывает отказаться от национальных или религиозных обзоров исторических событий, якобы для выработки у учеников объективного подхода, но в то же время он предлагает преподносить ее ученикам в виде исторических образных картин отдельных сцен, в которых ученики должны найти какой-то только ему ведомый «дух», творящий историю.   (Р. Штейнер, Искусство воспитания, М., 1995, сс. 81-92). Пытаясь понять, что же все-таки Штейнер имеет в ввиду под духом истории, который диктует человечеству его исторический путь, опять таки натыкаемся на очередное мистическое видение Штейнера, согласно которому в 1871-79 гг. произошла битва между архангелом Михаилом и демоническими силами Аримана, которая оказала влияние на историю нашей земли. (Р. Штейнер, Дорнах, 1917г., 14 октября, 9-ая лекция). В результате данной битвы произошли серьезные сдвиги в мышлении людей по всей земле (по Штейнеру), в результате чего земля наполнилась амбициями, что и повлияло на дальнейший исход истории. (см. Р. Штейнер, Низвержение духов тьмы, Ереван, 2008). Нетрудно догадаться, что воспитанные на таком мировоззрении люди вряд ли могут получить полноценные знания, тем более в дальнейшем здраво и объективно оценивать историческую реальность, так как их мировоззрение будет ограничено штейнеровскими оккультными идеями, которые представлены вальдорфской педагогикой в качестве уникальных методик.  И все вышеуказанное доказывает, что вальдорфская педагогика и вальдорфкие школы не могут рассматриваться в отдельности от антропософского учения Штейнера и не иметь религиозного уклона. А на утверждения, что Штейнер не пытался проникнуть и внести изменения также в  христианские догматы, напомним, что у Штейнера есть толкования на все Четыре Евангелия, которые естественно не приняты ни одной христианской конфессией (Р.Штейнер, Оккультные движения XIX и XX столетий, Ереван, 2005, с. 313):

Так как учение Р. Штейнера не является ни наукой, ни религией, можно сказать что оно является фальсификацией обеих и применять ее в воспитании детей просто недопустимо. А учение духовности  присутствует также и в процессах переподготовки учителей. Пример внедрения антропософского учения в педагогический процесс: о природе: «Растительный мир– это ставший видимым душевный  мир земли, и поэтому его можно сравнить с душой человека». И далее все проявления человеческой души Штейнер сравнивает с разными растениями: растения мысли, растения воли и т.д. (Р.Штейнер, Искусство воспитания, М., 1995, с. 131). Даже для неспециалиста ясно, то данная теория не имеет научной основы и частично вдохновлена индуизмом.

Как в некоторых сектах, так и в вальдорфской педагогике и школе присутствует один из ярких характеризующих элементов воздействия на человека. Это претензии на исключительность учения и внушение исключительности человека благодаря школе (то есть до прихода в школу ребенок не был таким исключительным):  «Посмотри у них еще нет цветков. Так было с твоей душой до того, как ты пришел в ШКОЛУ. Однако теперь, когда ты пришел в ШКОЛУ, тут в твою душу вошло нечто такое, что можно сравнить лишь с цветущим растением» (Р. Штейнер, Искусство воспитания, М., 1995, сс. 138-141).

Собственные односторонние и ненаучные, необоснованные методы и подходы в обучении детей присутствуют почти во всех предметах.

В 1999 году на основании результатов исследования, проведенного Министерством образования Российской федерации был опубликован отчет, согласно данным которого выпускники вальдорфских школ показали довольно низкий уровень знаний и большинство из них не смогли поступить в высшие учебные заведения.

Патриарх Всея Руси Алексий Второй в своем слове сказал: «Под прикрытием заботы о физическом здоровье детей, в российских школах внедряются вальдорфская педагогика, рерихианство, валеология, оккультизм и моральный нигилизм» (Православная газета, Екатеринбург,  №7 (184) / 15 февраля ‘02):

Вальдорфская школа и грех элитизма

Р. Штейнером основаны антропософская медицина, биодинамическое сельское хозяйство, школа эвритмии, «церковь». Но лучшим методом распространения антропософии были и остаются вальдорфские школы. Как же получается, что люди достаточно далекие от антропософского учения, даже являющиеся последователями христианского учения, отдают своих детей на воспитание в вальдорфскую школу или детский сад.

Вальдорфские учебные заведения проводят дни открытых дверей, во время которых представляют разные программы развития. Школа встречает родителей интересным оформлением, пастельными спокойными тонами, интересным освещением, которые ласкают взгляд, в противополжность многим государственным школам. В отличие от обычной школы  здесь часто можно втретить особое усердие каждого учителя и ярко выраженное внимание к ученикам. Но за всем этим на самом деле скрывается хорошо замаскированная сектанстская идеология, невидимая с первого взгляда, но понятная специалистам.

Во первых, в вальдорфкой школе все специалисты проходят специальную подготовку, которая включает в себя также изучение антропософии. Обычные специалисты не могут преподавать в вальдорфкой школе, не пройдя при этом основ антропософии.  Сам Р. Штейнер говорил. «Вы, сотрудники, работающие в вальдорфской школе, должны помогать поддерживать нам все движение… Вальдорфская школа может поместить себя на самую широкую основу и таким образом сделаться столпом и утверждением всего Антропософского Движения» (Ден Даган, Джуди Даар, Вальдорфские школы Рудольфа Штайнера». Можно ли считать вальдорфские школы Рудольфа Штайнера нерелигиозными? (Перевод с английского А. Л. Дворкина)- http://www.sektoved.ru/enciclopedia.php?cat_id=93 ):

То, что в наши дни ничего не изменилось, свидетельствуют слова известного антропософского  писателя Гилберта Чайлдза: «Вальдорфские учителя должны быть в первую очередь антропософами и лишь во вторую – учителями» (Ден Даган, Джуди Даар, Вальдорфские школы Рудольфа Штайнера. Можно ли считать вальдорфские школы Рудольфа Штайнера нерелигиозными? (Перевод с английского А. Л. Дворкина)- http://www.sektoved.ru/enciclopedia.php?cat_id=93 ):

На сайте вальдорфской школы «Арегназан»  в Ереване представлены указанные особенности вальдорфской педагогики, которые опираются на 200 наименований написанных Р. Штейнером книг по педагогике. И что самое интересное, что ни одна структура всерьез на заинтересовалась учением Штейнера и влиянием религиозных и оккультных догматов Штейнера на воспитание детей. В рамках антропософского учения два «духовных» предмета являются обязательными в школе: эвритмия (о которой уже было сказано) и рисование. Интересен вид рисования, которым начинается любой урок в школе. Учитель рисует на доске цветным мелом вначале простые, в дальнейшем более сложные картины/символы, а дети цветными карандашами проявляют их в своих альбомах. Этот метод также был разработан Р. Штейнером, но абсолютно не имеет ничего общего с развитием творческого мышления ребенка. Данная методика имеет скрытый смысл-это воздействие на подсознание ребенка путем символических медиаций.

Ученикам начальных классов не разрешается пользоваться компьютерами. Родителей это часто вдохновляет. Но редко кому придет в голову, что за этим скрывается религиозная идеология. Дело в том, что по мнению Штейнера техника, а соответственно и компьютер, являются воплощением злого начала зороастрийской мифологии Аримана. И таким образом почти во всех школьных предметах косвенным образом включены различные элементы оккультного учения, приправленные различными языческими мифологическими образами. Вальдорфская школа отмечает, что в школьные программы включены элементы национальной культуры и эпоса. Но дело в том, что на самом деле Штейнер не ставил задачу равития в ребенке национальных духовных или моральных качеств. Целью Штейнера было совсем другое. Он считал, что развитие в ребенке художественной чувственности, переплетаясь с внутренними глубокими переживаниями, способствует пробуждению оккультных способностей человека, чему и способствует вальдорфская педагогика.

По мнению педагогов есть несколько причин, по которым считающие себя христианами, но несведующие в данных вопросах родители, предпочитают отдавать детей на воспотание в валдорфский детский сад или школу.

Причина первая: основными социальным вопросом современности является перепоручение воспитания ребенка третьим лицам по различным причинам: занятость, некомпетентность, стремление к получению максимальной отдачи от образования. Вальдорфские школы охотно принимают на себя роль полноценного воспитателя, и вместе с тем создают видимость многогранного развития ребенка. В этом случае родителю кажется, что он экономит время и средства, совмещая в одной школе образование, музыку, рисование, танец.

Причина вторая: Вальдорфская школа создает иллюзию понимания особенностей развития ребенка и иллюзию владения методами правильного и разностороннего развития ребенка.

Причина третья: Отдача ребенка в платную школу доступна более или менее обеспеченным семьям, естественно вальдорфская школа в какой-то мере приобретает статус «элитной» школы, в которую родители часто отдают детей с целью подчеркнуть свою принадлежность к определенной высокой социальной группе. И это не только отношение родителей, а также четко спланированная политика школы. А на самом деле, хочется напомнить, что вальдорфксая школа изначально предназначалась для детей служащих и рабочих, занятым тяжелым физическим трудом, которые не имели времени заниматься образованием своих детей и воспользовались предложенным вариантом.

Причина четвертая: Все педагоги вальдорфской школы уверены в том, что они являются носителями некоего продвинутого и сакрального учения, и так как и в школе, и в книгах Штейнера часто используется слово «христианство», а также некоторая христианская символика, учение об утерянном Граале и тому подобное, то создается впечатление, что оно не противоречит христианству. Но все традиционные церкви, а также реформатские движения в один голос относят антропософию к антихристиаснкому учению.[1]:

Причина пятая: Иллюзорное насаждение национальных ценностей. Например, в Армении вальдорфская педагогика в качестве преподавания с национальными элементами выбрала национальный эпос «Сасна Црер». Но данный метод воспитания не что иное, как  локализация собственного учения с помощью механизмов управления и контроля сознания на основе этногенетической памяти.

  Любопытен и вывод, сделанный лаконично в Германии, в 30-х годах – на родине вальдорфских школ: «это изобретение, предназначенное для того, чтобы через детей отнять у среднего класса, бюргеров и богатых граждан накопленные тяжким трудом их капиталы и состояния». (http://wap.active.unoforum.pro/?1-2-15-00000044-000-0-0-1429078860):

 

Школа отделена от церкви, но не отделена от секты

Министерство образования и науки Армении перед тем как как присвоить образец государственной лицензии вальдорфской школе Арегназан вряд ли исследовало учение Р. Штейнера, взаимосвязь учения и вальдорфской педагогики, международный опыт и отношение разных структур к данному методу. Было бы целесообразным обратиться к совету педагогов, психологов и богословов для более детальной оценки методики преподавания и его воздействия на человека в долгосрочной перспективе.

Русский педагог и философ В. Зеньковкий так характеризует вальдорфскую педагогику: «Но по сути своей антропософское основание вальдорфской педагогики антихристианское, это учение о «темной духовности» в человеке». (Зеньковский В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологииhttp://books.e-heritage.ru/book/10081951):

Итак, получается, что в нашей стране школа отделена от церкви, но не застрахована от секты.

В конце статьи предлагается вашему вниманию отрицательный анализ и отношение традиционных церквей, а также и протестантских движений и к Р. Штейнеру, и к антропософии, и к вальдорфской педагогике.

Ключевые слова.

Оккульти́зм (от лат. occultus — скрытый, тайный) 

общее название учений и традиций, считающих, что существуют скрытые и неизвестные науке силы и явления в человеке и космосе (природе), опыт которых доступен лишь людям с «особыми способностями» или «посвящённым»

.

Антропосо́фия (от греч. ἄνθρωπος — человек и σοφία — мудрость) —

религиозно-мистическое учение, выделившееся из теософии, основанное в 1912 Рудольфом Штейнером с целью открыть широкому кругу методы саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека. Автором и последователями учения характеризуется как «наука о духе».

 

Теосо́фия (др.-греч. θεοσοφία — «божественная мудрость») —

теоретическая часть оккультизма и оккультное движение; в широком смысле слова — мистическое богопознание, созерцание Бога, в свете которого открывается таинственное знание всех вещей]. Теософия как понятие уходит корнями в гностицизм и неоплатонизм.

 

Гностици́зм (от др.-греч. γνωστικός — «познающий») —

общее условное название ряда многочисленных позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений. Это одна из самых первых доктрин, с которой некогда молодое христианство сошлось в битве не на жизнь, а на смерть.

 

Неоплатони́зм —

идеалистическое направление, зародившееся в эпоху поздней Античности (III век) и опирающееся на терминологию Платона.

 

Мистици́зм (от др.-греч. μυστικός — таинственный) —

философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме. Под мистическим опытом понимают опыт прямого личностного общения, слияния или постижения некоей абсолютной реальности и абсолютной истины, а в рамках религий часто отождествляемой с Божеством или Абсолютом։

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

Պարգև արքեպիսկոպոս Մարտիրոսյան, «Ես եմ ճանապարհը», Քրիստոնեության և յոգայի, թեոսոֆիայի, անտրոպոսոֆիայի աստվածճանաչողական համակարգերի ընդհանուր ուրվագծեր և քննական-համեմատական տեսություն, Գանձասար, 1995: Архиепископ Паргев Мартиросян, «Аз Есмь Путь»: общие очертания и исследовательско-сравнительный обзор систем богопознания йоги, теософии и антропософии», Гандзасар, 1995 (на армянском).

Շտայներ Ռ., Ազատության փիլիսոփայություն, Ե., 1998 (Р. Штейнер, Философия свободы, Ереван, 1998 (на армянском).

Бердяев Н. А., Самопознание. М., 1990.

Кудрявцев К. Что такое теософия и Теософическое общество. СПб., 1914.

Штайнер Р., Искусство воспитания. Москва, 1995.

Штайнер Р., Низвержение духов тьмы, Ереван, 2008.

Штайнер Р., Оккультные движения XIX и XX столетий, Ереван, 2005.

Штайнер Р., От Иисуса ко Христу. Калуга, 1994.

Штайнер Р., Трехчленность социального организма: демоны Запада. Ереван, 2011.

Сharlotte Rudolph. Waldorf-Erziehung. Wege zur Versteinerung. – Darmstadt-Neuwied. 1987.

Richard Веrgeron. La legende du grand initie. Jesus dans l’esoterisme. Quebec. 1991

Протодиакон А. Кураев, Сатанизм для интеллигенции- http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/pdf/satanizm_dlia_intelligencii.pdf

http://www.waldorfcritics.org/articles.html

http://www.dissercat.com/content/vospitanie-uchashchikhsya-v-usloviyakh-valdorfskoi-shkoly

http://www.rojdestvo.ru/data/publish_pedag/publish_ped06.shtml

http://iriney.ru/okkultnyie/antroposofiya-/-valdorfskaya-pedagogika/arxiv-soobshhenij-ob-antroposofii/valdorfskoj-pedagogike/valdorfskaya-shkola.html

http://www.sektoved.ru/enciclopedia.php?cat_id=93

http://books.e-heritage.ru/book/10081951

Полезные ссылки

Вальдорфские дошкольные и школьные учреждения имеют свои методы завоевания последователей. Для удержания баланса в данной сфере целесообразно привести также критический анализ данного течения, статьи и отдельные теории, в которых очевидна антрихристианская и антицерковная направленность учения.

  1. Ватикан, завялением от 1919года, раскритиковал антропософию за несоответствие учениям Католической церкви (см. Catholic Culture онлайн-энциклопедию https://www.catholicculture.org/culture/library/dictionary/index.cfm?id=31845 )
  2. Официальная позиция Католической церкви к сектантским учениям Нью-Эйдж и в частности к антропософии:

http://www.vatican.va/roman_curia/pontifical_councils/interelg/documents/rc_pc_interelg_doc_20030203_new-age_en.html

  1. Участники католического форума, которые соприкоснулись с отрицательными сторонами вальдорфской педагогики и утверждают, что антропсофия и вальдорфская педагогика противоречат христианству:

https://forums.catholic.com/showthread.php?t=285249

  1. Данная книга полностью представляет из себя неогностическое нападение на Католическую церковь, то есть на одну из ветвей Вселенской церкви Христа, то есть также и на другие ветви Церкви Христа:

https://www.amazon.com/Anthroposophy-Catholic-Church-Rudolf-Steiner-ebook/dp/B00IFTJ7WA

  1. Одно из антикатолических выступлений Р. Штейнера:

http://wn.rsarchive.org/Lectures/GA198/English/UNK1969/19200603p01.html

  1. Изветсный англиканский богослов К. С. Льюис называет антропософию «новым гностицизмом»:

http://reconditecogitations.blogspot.am/2009/12/great-war-cs-lewis-owen-barfield.html

  1. Евреев предупреждают не отдавать своих детей в вальдорфскую школу:

http://www.waldorfcritics.org/articles/NJP_WhatEveryJewishParent.html

  1. Критический сборник:

http://www.waldorfcritics.org/

http://www.waldorfcritics.org/articles/Anthro%20Biblio%20(Aust).pdf

  1. Заметка русского православного священника и богослова Отца Андрея Кураева под названием «Вальдорфская педагогика: Сделано в секте»:

http://pravbeseda.ru/library/index.php?id=574&page=book#17

  1. Статьи на сайте православного миссионерско-просветительного портала

А. Совместима ли система Штейнера с христианством http://www.k-istine.ru/sects/steiner/steiner_about.htm

Б. Христианство и штейнерианство http://www.k-istine.ru/sects/steiner/steiner_bulgakov.htm

В. Вальдорфская школа. Впечатления матери http://www.k-istine.ru/sects/steiner/steiner_zavatskai.htm

Г. Антихристианская суть вальдорфской педагогики http://www.k-istine.ru/sects/steiner/steiner_shestun.htm

Д. Можно ли считать вальдорфские школы Рудольфа Штайнера нерелигиозными? http://www.k-istine.ru/sects/steiner/steiner_dagan.htm

Е. Вальдорфские школы как школы антропософии http://www.k-istine.ru/sects/steiner/steiner_pitanov-01.htm

[1] Die Waldorfschulen und ihr weltanschaulicher Hintergrund – Kiel, 1986. S.3,18.

http://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/book/71849-uroki-sektovedeniya-chast-1/

Алмаст Мурадян

г. Ереван, май, 2017 г.

Հոդվածի հայերեն տարբերակը կարող եք կարդալ այստեղ

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s